197082, Санкт-Петербург, а/я 54
Работаем с 2009 года
8 (812) 425-63-66 Офис в Санкт-Петербурге
8 (800) 775-87-45 Бесплатный вызов по всей России
Заказать звонок
Отправить заявку

Зачем и как улучшать юзабилити? Прикладная информация для вашего бизнеса

Наконец-то мы отошли от убеждений, что чем «красивее» сайт, тем лучше. Казалось бы, еще совсем недавно в широких массах бытовало мнение о том, что сайт должен заинтересовать потребителя красотой и продвинутостью. Одни предприниматели искали самых крутых дизайнеров, для воплощения оригинальной задумки, другие сначала делали макет, и под него подгоняли текст. Теперь мы можем облегченно выдохнуть, потому что успех зависит не от дизайнерской задумки. Сегодня почетное место на троне долгоиграющих трендов заняло хорошее юзабилити.

Почему юзабилити так важно?

На примере ниже вы можете увидеть скрин сайта компании, которая пыталась создать хоть и не самый красивый ресурс, зато в фирменных цветах - оттенках серого. Примерно так выглядит ресурс, создатель которого не думал об удобстве. Это пример плохого юзабилити, когда вы не понимаете, куда смотреть и кликать в первую очередь.

Пример плохого юзабилити

Юзабилити – критерий, по которому пользователь оценивает легкость работы с сайтом. И чем проще и быстрее он может найти интересующую информацию, тем более ценным ресурс становится. Так красота и дизайнерские фишки отступили перед простотой и эффективностью.

Хорошее, продуманное юзабилити это в том числе и залог успешного поискового продвижения. Сегодня поисковые системы в первую очередь обращают внимание именно на поведение пользователя и если человек быстро находит то что искал и не возвращается обратно в поиск, то сайт достоин первых мест. Это основа сегодняшних алгаритмов.

Поэтому будьте осторожнее, несколько спорных решений, неочевидных кнопок или пропущенных призывов к действию и вы потеряете клиента навсегда. В условиях жесткой конкуренции намного проще найти более удобный сайт (читай: конкурента) и совершить там покупку, чем искать нужную кнопку или закрывать всплывающие окна. И чаще всего, упущенный клиент не успеет зайти в каталог или оценить ваш ассортимент. Вот так, вы продумываете, как сделать товар интереснее и удобнее, тратите деньги на продвижение, а покупатель уходит из-за того, что сайт неудобный.

Вся трагедия ситуации кроется в том, что плохое юзабилити и пара ошибок на сайте способны без труда утащить вас в крутое пике, чей градус будет расти в геометрической прогрессии.

Допустим, вы прибегли к спорному эксперименту – вам кажется, что на вашем сайте (а вы, допустим, автодилер) обязательно должна автоматически воспроизводиться новая реклама, сразу, как только пользователь открывает страницу. Вопреки вашему мнению, пользователь может подскочить на стуле, когда это произойдет. Тогда он уйдет со страницы сразу же. Также поступят еще 30% от всех посетителей и это заметит поисковая машина. Она постепенно опустит вас в поисковой выдаче и количество потенциальных клиентов сократится в разы.

Одно из таких спорных решений - фармацевтическая компания в сообщении ниже сообщает клиентам о том, что только их продукция обладает уникальными свойствами. Сообщение появляется как только вы переходите на сайт. Несомненно, это важная информация и она достойна внимания, но не таким путем.

Пример плохого юзабилити

Дело в том, что сегодня поисковой машине нравится то же, что и нам – людям. А нам нравится, в первую очередь, простота и полезность, и только затем – необычные фишки. Юзабилити влияет на поведенческие факторы, а они – на оценку сайта поисковыми машинами. Если люди бегут с вашего сайта, просто проводят мало времени и не гуляют по страницам – ваш сайт не интересен им. Значит, и в выдаче его не будет.

Надеюсь, мы убедили вас в том, что хорошее юзабилити не «вишенка на торте», а первое, что оценивает пользователь. Теперь поможем вам сделать шаг навстречу простоте и эффективности.

Разбираемся в мотивах клиентов

На самом деле, юзабилити не такие непроходимые джунгли, как вам кажется. Чтобы все сделать правильно, необходимо всего лишь руководствоваться здравым смыслом и логикой, а также держать в голове портрет своего клиента.

Первое, что необходимо продумать и реализовать на бумаге – сценарий поведения пользователя на сайте. Для этого нужно задать простые вопросы: кто ваш клиент? Зачем он приходит на ваш сайт? Чего он хочет от него и как достигает этого?

Сценарии имеют несколько широко распространенных разновидностей. И все они нужны для того, чтобы лучше понять своего клиента.

1. Пользовательские истории

Это самый подробный тип сценария, здесь вы описываете пользовательский опыт в подробностях. У каждого из персонажей он будет отличаться в деталях.

Рассмотрим на примере Николая, который готовится купить офисную мебель

Пример №3 Николай

Истории как нельзя лучше помогают вам понять боли своих клиентов и прийти к неочевидным решениям. Их прелесть в том, что они помогают увидеть в клиенте не только человека с определенной потребностью, которую вы должны удовлетворить, но и личность со своими предпосылками, нуждами и запросами. И это не просто лирика, так вы начнете понимать даже те мотивы, которые раньше были для вас сложным.

2. Концептуальные сценарии

Они базируются на пользовательских историях. Вы берете множество похожих историй и отсекаете «лишнее», то, что напрямую не относится к продаже товара/услуги.

Пример 4

3. Конкретные сценарии.

Теперь мы берем все, что было сделано в предыдущем шаге и добавляем еще больше конкретики. Проще говоря, разбиваем по категориям. В нашем случае, мы можем разбить их по лицу, принимающему решение. Затем обобщаем полученные знания и думаем над тем, что важно для каждой категории.

Пример плохого юзабилити

4. Сценарии использования

На этом этапе мы приближаемся к сути и начинаем расписывать технические аспекты пошагово. Это уже будет список действий, которые совершает пользователь на сайте.

Сценарий описывает нынешнее положение вещей, но уже по мере его составления у вас появятся идеи о том, как можно улучшить ваш сайт. Вы можете оформить идеи отдельно для каждого этапа проработки сценария, или для всего сценария в конце. Далее какие-то из этих идей отпадут сами, какие-то модернизируются и усовершенствуются.

Тестирование, тестирование и еще раз тестирование

Однако, не забывайте, сценарий – всего лишь шаблон, который необходимо тестировать с помощью реальных людей. Наилучшим вариантом будет найти несколько человек, максимально близких к составленному портрету клиента и провести опрос. Не тестируйте себя или своих коллег, иначе полученные данные будут субъективными. Составьте опросник, распечатайте скрины сайта. Сначала спросите, чего именно они ждут от него, затем попросите совершить эти действия и отметить на распечатках все вопросы и затруднения, вызванные во время работы с порталом.

Ниже вы можете видеть пример такого опроса.

Пример опроса

Аналитика превыше всего

Не существует точной инструкции по юзабилити. Это дорога, которую можно пройти только с помощью постоянных тестов и аналитики. Последняя помогает делать некоторые выводы, не прибегая к постоянной помощи живых людей. В аналитике нам поможет несколько незаменимых инструментов: Яндекс.Метрика, Google.Analytics и Яндекс.Вебвизор.

Итак, хорошее юзабилити можно отследить по следующим метрикам:

  1. Время, проведенное на сайте (зависит от тематики сайта).
  2. Количество возвратов. (чем больше, тем лучше)
  3. Глубина просмотров (оптимально, от 3 страниц, в зависимости от тематики).
  4. Количество отказов (нормальный показатель в среднем до 15-20%).

Хорошей помощью станет Вебвизор – продукт Яндекса. Он позволяет проследить за тем, как ведет себя на странице каждый пришедший на сайт пользователь. Вернее, за движением курсора и просмотром страницы. Уже с помощью этого инструмента вы сможете установить и исправить ошибки.

Общие рекомендации для работы над ошибками

Юзабилити дает широкий простор для творчества. Однако есть некоторые общие правила, которые помогут вам сделать сайт лучше.

Критерии хорошего юзабилити:

  1. На сайте нет ничего пугающего. Вашим клиентам легко совершить целевое действие. Они не путаются в замысловатом дизайне, не пугаются автоматическому запуску видео, не закрывают всплывающие уведомления.
  2. Он интуитивно понятен. Вы замечаете, как некоторые сайты копируют меню друг у друга? Это не потому, то у них нет крутого дизайнера или проблемы с воображением. Просто есть ряд правил, которых они все придерживаются. Благодаря этому ваш клиент интуитивно может найти вход в корзину, каталог и информацию о компании.
  3. Ошибки. Проследите за тем, чтобы у вас не было не работающих ссылок. На крайний случай, у вас должна быть припасена хорошая страница 404, иначе, наткнувшись на ошибку, клиент уйдет с вашего сайта.
  4. Ваш сайт вызывает чувство удовлетворения. Субъективная категория, которая рождается, когда предыдущие пункты выполнены, дизайн приятен, информация полезна и ничего не зависает.

И напоследок мы оставили для вас то, что обязательно должно быть на вашем сайте:

  1. Кнопка поиска. Даже если все пойдет плохо, ваш пользователь заблудится и потеряет надежду, кнопка поиска поможет ему и вам. Не пренебрегайте ей.
  2. Хлебные крошки. Это элемент, который помогает пользователю понять, где он находится, откуда он пришел и куда он может вернуться.
  3. Пример хлебных крошек

  4. Корректное отображение сайта на всех устройствах. Ничего в сайте не может бесить больше, чем отсутствие мобильной версии, когда сидишь в интернете со смартфона. Еще один вариант плохого отображения - данная картинка слева меняется каждые 2 секунды, из-за чего нижняя часть страницы постоянно дергается.
  5. Пример 7

  6. Узнаваемая главная. На главной странице сайта на первом экране должен быть ваш логотип и краткое описание товара/услуги. В шапке сайта не забудьте указать ваши контактные данные. Каким бы скудным не был дизайн этого сайта, а шапка сделана правильно:
  7. Пример 8

  8. Сильнее всего нужно выделить кнопки призыва к действию (заказать, заказать звонок, зарегистрироваться и т.д.). Все остальное не должно выделяться по сравнению с ними.
    На примере ниже выделено условие, в то время как призывы к действию сильно теряются на общем фоне.
  9. Пример 9

  10. Простой процесс регистрации. Максимально сокращаем количество данных, которые необходимо ввести в форму – легко получаем нового клиента.
    На примере ниже “быстрая регистрация” оказывается вовсе не таковой.
  11. Пример 10

  12. Покупка без регистрации. Дайте возможность купить товар без регистрации, иначе покупатель может уйти на финальном этапе.
  13. Индикаторы прогресса в корзине. Заполнять данные при оформлении заказа не самое приятное дело. Облегчите его своим клиентам, покажите, что ждать осталось недолго.

Теперь вооружившись всем объемом информации вы сможете начать менять сайт в лучшую сторону. Всегда руководствуйтесь простотой и полезностью, представляйте обычного, среднестатистического пользователя. А самое главное, не останавливайтесь и постоянно тестируйте все решения.

Спасибо за внимание! Надеюсь материал был полезен. Если нужно продвижение сайта, то вы знаете куда обращаться :)